Отличия ПДД России и Казахстана от ПДД Узбекистана в первую очередь касаются скоростных режимов движения. Максимально разрешенная скорость движения в населенных пунктах в Узбекистане составляет 70 км/ч, в России и Казахстане – 60 км/ч, а в Латвии и того меньше – всего 50 км/ч. Вне населенных пунктах в Узбекистане разрешается двигаться со скоростью до 100 км/ч, в рассматриваемых странах – не более 90 км/ч.
Другим существенным отличием Правил таких стран как Россия и Казахстан является запрет на движение задним ходом на перекрестках и в местах, где запрещается разворот. По Правилам Узбекистана движение задним ходом разрешено везде, кроме автомагистрали, при условии, что будет обеспечена безопасность маневра.
В ПДД Казахстана есть ряд запретов, которые отсутствуют в ПДД Узбекистана и России. Например, в Казахстане запрещен разворот на перекрестках по линии тротуаров или обочин. Подобного запрета нет в ни в ПДД Узбекистана, ни в российский Правилах. Различаются и правила обгона на нерегулируемых перекрестках. Помимо существующих в России и Узбекистане запретов, в Казахстане так же запрещен обгон на нерегулируемых перекрестках при движении по главной дороге, меняющей направление (за исключением разрешенного обгона справа). Стоянка по Правилам Казахстана запрещена для механических транспортных средств с работающим двигателем в населенных пунктах, если это создает неудобства жителям. И в Казахстане и в Украине так же запрещена стоянка на мостах, путепроводах и эстакадах, независимо от количества полос для движения. В Узбекистане и России стоянка на мостах, путепроводах и эстакадах разрешена при условии, что существует более трех полос для движения.
В Казахстане, так же как в Узбекистане запрещено пользоваться сотовым телефоном во время движения. В Азербайджане пошли дальше, запретив участвовать в разговоре, способном отвлечь внимание от управления транспортным средством, в независимости от способа общения.
В ПДД Азербайджана отсутствует ограничение по времени в трактовке терминов «остановка» и «стоянка». Поэтому, если вы покидаете автомобиль даже на пару минут – это будет расценено как стоянка. По Правилам Узбекистана «стоянка — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 10 минут», и более 5 минут по ПДД России.
В Азербайджане существует несколько сигналов регулировщика, которые относятся к конкретным водителям и аналоги которых отсутствуют в ПДД других стран:
«уменьшите скорость» — регулировщик делает движения рукой вверх-вниз и водитель обязан снизить скорость;
«увеличьте скорость» — регулировщик поднятой рукой делает круговые движения по направлению часовой стрелки и водитель должен увеличить скорость;
При движении в любое время суток в Латвии и Литве необходимо включать ближний свет фар. По Правилам Узбекистана ближний свет фар необходимо включать только при движении в организованной колоне, при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, а так же при буксировке механических транспортных средств (на буксирующем транспортном средстве).
К вождению автомобиля в Латвии и Литве допускаются водители, степень опьянения которых не превышает 0,4 промилле. В России допустимый предел равен 0,5 промилле, а в Узбекистане полностью запрещено вождение автомобиля в нетрезвом виде, вне зависимости от количества выпитого алкоголя.
Сильно отличаются от ПДД Узбекистана от ПДД Украины и Белоруссии. Отличия обусловлены разной трактовкой некоторых терминов, к примеру, «обгон». В Узбекистане обгоном считается «опережение движущегося впереди транспортного средства, связанное с выездом из занимаемой полосы». По Правилам Украины и Белоруссии обгон всегда подразумевает выезд на полосу встречного движения. А для опережения не связанного с выездом на встречную полосу движения предусмотрен отдельный термин «опережение». В Украине обгон запрещен на любом перекрестке, а на территории Белорусии запрещена стоянка с работающим двигателем. Интересным способом борются с пробками в Белоруссии. Там водитель обязан пропустить одну машину из соседней полосы, если на той полосе образовалось препятствие. А на дорогах, имеющих менее двух полос движения, запрещено парковаться там, где напротив уже есть припаркованная машина.
Помимо всего прочего, в ПДД Узбекистана есть дополнение, которое отсутствует в Правилах других стран: грузовые автомобили вне населенных пунктах обязаны соблюдать такую дистанцию до впередиидущего автомобиля, чтобы обгоняющие автомобили могли спокойно перестроиться перед ним в правую полосу.
Отличий в правилах дорожного движения стран СНГ на самом деле гораздо больше и охватить их всех в рамках одной статьи невозможно. Так что, собираясь в путешествие в чужую страну, если вы планируете водить там автомобиль, необходимо тщательно прочесть и проанализировать Правила соответствующей страны. Гостям Узбекистана советуем ознакомиться с действующими на территории Республики Правилами дорожного движения.
* Список стран, присоединившихся к Венской конвенции 1968 года:
Австрия, Багамы, Бахрейн, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Гайана, Гана, Германия, Герцеговина, Греция, Грузия, Дания, Заир, Зимбабве, Израиль, Индонезия, Иран, Испания, Италия, Казахстан, Коста-Рика, Кот-д’Ивуар, Куба, Кувейт, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Марокко, Мексика, Монако, Нигер, Норвегия, Пакистан, Польша, Португалия, Республика Корея, Республика Молдова, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Сейшелы, Сенегал, Словакия, Словения, Таджикистан, Таиланд, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Уругвай, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, ЦАР, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эквадор, Эстония, ЮАР, Югославия.
Внимание: копирование статьи запрещено и относится к особым правилам воспроизведения информации