Режим движения, выбираемый водителем на дороге, является результатом переработки огромного количества поступающей к нему информации. Отсюда следует, что чем больше
опыта у водителя, чем более развиты у него навыки, чем более подготовлен он к маршруту движения, тем безопаснее режим движения в конечном итоге он выбирает, тем больше
потенциальная возможность поездки без дорожно-транспортного происшествия. Движение автомобилей в городах с интенсивными транспортными и пешеходными потоками имеет свои
особенности: рядность движения, небольшие расстояния между автомобилями, обилие технических средств регулирования, пешеходных переходов, перекрестков, наличие
непрерывного встречного потока автомобилей. В этих условиях особое значение приобретает обязательное выполнение такой последовательности действий: наблюдение, сигнализация,
маневр. Необходимо правильно определять и выдерживать дистанцию между автомобилями и интервалы между рядами.
При выборе безопасной дистанции между автомобилями надо учитывать состояние дорожных покрытий, видимость, атмосферные условия, состояние протекторов шин, скорость
движения, реакцию водителя, которая может меняться в зависимости от различных ситуаций. В городских условиях безопасной считают дистанцию, равную половине скорости
движения, например, при скорости 40 км/ч дистанция должна быть не менее 20 м, при скорости 60 км/ч не менее 30 м и т. д. при условии сухого покрытия. На крутых подъемах и спусках,
особенно на перевальных участках, дистанция между автомобилями должна быть увеличена в 2 — 3 раза.
Необходимо соблюдать интервал не только между встречными автомобилями, но также и между автомобилем и тротуарами, обочинами, пешеходами. Чем выше скорость, тем
больше интервал. В любом случае интервал не должен быть менее 1 м. Особенно тщательно надо выбирать интервал при разъезде, в условиях плохой видимости, при обгоне
велосипедистов и мотоциклистов. Лобовые и боковые столкновения транспортных средств часто вызываются тем, что водители оставляют слишком малые расстояния между бортами
машин.
Проезжая пешеходные переходы, водитель должен соблюдать повышенную осторожность и быть готовым остановить автомобиль. Такие же предосторожности необходимо
соблюдать, двигаясь мимо остановок общественного транспорта. Основная мера безопасности — заблаговрер-генное снижение скорости движения, готовность к немедленным
действиям при появлении пешеходов в непосредственной близости от автомобиля.
Дорожные условия могут быть разнообразны: прямые участки дорог и повороты с изменяющимися радиусами, спуски и подъемы, различные ширина и состояние проезжей части,
изменения дальности видимости и условий обзора. Все это оказывает значительное влияние на режим движения. Для принятия правильного решения при выборе скорости движения
водителю необходимо иметь соответствующие знания и навыки в оценке дорожных условий. Особенно важно водителю уметь оценивать сцепные качества дорожного покрытия, а также
знать причины его повышенной скользкости. Это поможет правильно определить величину тормозного пути, а следовательно, выбрать безопасную скорость движения.Опасность на дороге, имеющей хорошие сцепные качества, могут создать отдельные, зачастую небольшие участки гладкого дорожного покрытия, образующегося в результате его
износа и шлифовки колесами автомобилей. Такие участки бывают в местах, где часто изме-няется режим движения автомобилей, переключаются передачи и совершаются разгоны и
торможения: перед перекрестками, пешеходными переходами, непосредственно на них и за ними, на поворотах, перед подъемами и спусками, в зонах остановок общественных
транспорт-ных средств, перед участками с ограниченной видимостью и непосредственно на них. На дорогах также могут быть участки, которые наиболее часто подвергаются
загрязнению и увлажнению. Это примыкания и пи пересечения с дорогами, не имеющими твердого покрытия, участки дорог с грунтовыми обочинами, подъезды к мостам, водоотводным
трубам. Увлажнение вследствие тумана наблюдается на участках дорог, расположенных вблизи крупных водоемов.
Осенью на участках дорог, проходящих через лесные массивы или лесонасаждения, скользкость дорожного покрытия увеличивается за счет опавших листьев. Резкое ухудшение
сцепления колеса с дорогой создает опасность скольжения, заноса, увеличения тормозного пути. Такое ухудшение может произойти прд выезде с покрытия, обладающего хорошим
сцеплением, на покрытие с худшим сцеплением. Например, с шероховатого на гладкое, с сухого на мокрое, с твердого на неукатанную, грязную или грунтовую дорогу или обочину.
Неожиданная опасность может возникнуть и в случае наезда колесами одной стороны автомобиля на комья грязи, лежащие на дорожном покрытии. При большой скорости ком грязи,
оказавшийся под одним из ведущих колес, может вызвать его пробуксовку, что создаст резкое изменение направления движения автомобиля, т. е. занос.Опасен заезд на мягкий грунт, грязь, неукатанный снег. Это может произойти при разъезде со встречным автомобилем или обгоне на дорогах с небольшой шириной проезжей части.
Колеса одной стороны автомобиля, встретив повышенное сопротивление качению, могут резко изменить направление движения автомобиля, что при значительной скорости
представляет серьезную опасность.
Обстановка движения имеет существенное значение для выбора скорости движения автомобиля. Она складывается из ряда обстоятельств, которые водителю необходимо
учитывать. К ним относятся: наличие светофоров, регулировщиков, дорожных знаков, указателей, линий разметки, скорость транспортных средств, следующих в смежных рядах и во
встречном направлении, интервалы между ними, интенсивность движения транспортных средств и пешеходов на пути следования. Необходимо учитывать также тип автомобиля, вид
тормозного привода, характер расположения груза, техническое состояние автомобиля, освещение, собственную квалификацию, физическое и психологическое состояние.