Выхлопные газы представляют собой смесь газообразных веществ, выделяющихся в процессе сжигания топлива в двигателях внутреннего сгорания. На каждый килограмм сожженного топлива в воздух выбрасывается 15-18 кг выхлопных газов. В зависимости от режима работы двигателя в их состав входят (в процентах): С02-2,6-10,0; СО-0,2-5,9; 02-3,7-10,3; Н2-0,7-6,3; N2-72,4 -83,8; углеводороды — 0,7-2,1. Кроме того, при использовании этилированного бензина выхлопные газы содержат соединения свинца, а при работе дизельных двигателей — альдегиды до 0,025 мг/л и окислы азота до 0,054 мг/л.
Токсичность выхлопных газов определяется окисью углерода. Содержание окиси в выхлопных газах зависит от сорта горючего.
Проникая через легкие в кровь, окись углерода соединяется с гемоглобином, образуя карбоксигемоглобин. Его химическая связь в 1000 раз прочнее связи гемоглобина с кислородом. Блокируя таким образом гемоглобин, окись углерода нарушает доставку кислорода к тканям, вызывая острое кислородное голодание. При накоплении в крови карбоксигемоглобина до 15-20% появляются первые признаки отравления, при 30% отмечается четкая картина токсикоза, а при 65% и более наступает смертельный исход.
Острые отравления выхлопными газами наблюдаются у работников авторемонтных мастерских и водителей неисправных автомобилей. Хронические отравления отмечены среди регулировщиков движения в больших городах.
Признаками отравления является головокружение, шум в ушах, головная боль, тошнота, иногда рвота и боль за грудиной. Объективно отмечается багровый, а в тяжелых случаях серо-пепельный цвет кожи, частый пульс, повышение кровяного давления, незначительное повышение температуры тела, углубленное дыхание и расширение зрачков. Нередко наблюдается подергивание мышц и даже судороги. В тяжелых случаях смерть наступает в первые двое суток от остановки дыхания и паралича сердца.
Первая помощь при отравлении выхлопными газами направлена на удаление пострадавшего из зоны действия выхлопных газов и освобождения его крови от карбоксигемоглобина. Показана продолжительная ингаляция кислорода, а при необходимости длительное искусственное дыхание. Посещение врача обязательно.
Профилактика заключается в контроле за эксплуатацией автомобильного транспорта, уровнем выхлопных газов и своевременная регулировка карбюраторов на максимальное сжигание горючего.